Судоходство, которое включает в себя несколько различных секторов и сторон на международном уровне, а также подпадает под действие различных международных и региональных нормативно-правовых баз, следует рассматривать как комплексную отрасль, требующую обширных знаний от каждого, кто хочет быть ее частью. Итак, в чём в первую очередь должны разбираться моряки, начинающие карьеру в такой многообразной отрасли?

Благополучие моряков: Принятая Международной организацией труда (МОТ) Конвенция о труде в морском судоходстве (КТМС 2006) является для моряков «священным писанием», она устанавливает минимальные стандарты труда и быта для всех моряков, работающих на судах под флагами стран, ратифицировавших КТМС. Конвенция охватывает почти все аспекты работы и жизни на борту, начиная от часов отдыха и заканчивая выплатой заработной платы и охраной труда и здоровья. Также, согласно КТМС, моряки имеют право, как минимум на 2,5 дня в месяц оплачиваемого ежегодного отпуска, не считая праздничные дни. Полезным справочным материалом является специальный блог МОТ, посвященный вопросам по КТМС.

Время отдыха: поскольку моряки не покидают свои рабочие места в конце рабочего дня, очень важно обеспечить оптимальное время отдыха, что иногда бывает сложно. В соответствии с КТМС, минимальная продолжительность времени отдыха не должна быть менее:

10 часов в течение любого 24-часового периода, который может быть разделен не более чем на 2 периода, один из которых должен иметь продолжительность не менее 6 часов, а интервал между последовательными периодами отдыха не должен превышать 14 часов; и

77 часов в течение любого периода в 7 дней.

Соответственно, требования к рабочему времени следующие:

8 часов в день в нормальных условиях с 1 днем отдыха;

Максимум 14 часов в любой 24-часовой период; и

Максимум 72 часа в течение 7 дней.

Пиратство, Зоны повышенного риска и Зоны военных действий:

Пиратство — это не сюжетная линия фильма, а серьезная угроза для моряков. В последнем отчете IMB зафиксировано 37 инцидентов за первый квартал 2022 года. Зоны повышенного риска пиратства и военных действий представляют собой непосредственную опасность для заходящих судов и их экипажей. Членам экипажей всех судов, на которые распространяются соглашения IBF и TCC, перед началом рейса должна быть предоставлена информации о том, что судно направляется или может войти в какую-либо из Зон военных действий или повышенного риска. Согласно МФТ, если судно входит в Зону военных действий, моряк:

Имеет право отказаться следовать в опасный район и в этом случае имеет право на репатриацию за счет Компании.

Имеет право на компенсацию в случае утраты трудоспособности или смерти в двойном размере.

Имеет право на получение надбавки в размере 100% от ежедневной базовой ставки за все время пребывания судна в опасном районе.

Имеет право согласиться или отказаться от следования в Зону военных действий без риска потерять работу или подвергнуться другим приносящим ему убытки действий.

В декабре 2020 года вступили в силу поправки к КТМС 2018, гарантирующие, что морякам, которые окажутся в заложниках в результате нападения пиратов или вооруженного ограбления судов, будет продолжать начисляться заработная плата, а также, за ними сохранятся другие права, предусмотренные контрактом.

Болезнь или травма на борту: судовладельцы несут ответственность за покрытие расходов моряков, работающих на их судах, связанные с болезнью и травмами моряков, включая:

компенсацию в случае смерти или длительной потери трудоспособности моряка в связи с производственной травмой, болезнью или несчастным случаем, лечением;

расходы на необходимые лекарства и терапевтические средства, расходы на погребение; и расходы на погребение в случае смерти на борту.

Если болезнь или травма привели к утрате трудоспособности моряка, судовладелец несет ответственность за:

#1 выплату заработной платы в полном размере в течение всего времени пребывания больных или травмированных моряков на борту судна или пока моряки не будут репатриированы, и

#2 выплату заработной платы в полном размере или частично, согласно предписаниям национального законодательства или нормативных правовых актов, либо в соответствии с положениями коллективных договоров, с момента репатриации моряка или списания его на берег вплоть до его выздоровления или, если это наступит раньше, до момента, когда он получит право на получение денежных пособий в соответствии с законодательством соответствующего государства-члена.

Глобальная интегрированная система информации о судоходстве: Управляемая ИМО, ГИСИС является централизованной базой данных   мировой судоходной отрасли. Она включает множество разделов, - от отчетов о пиратстве до данных о приёмных потовых сооружениях, и от обновлений нормативных документов до полезной контактной информации.

Роль морских профсоюзов: сложная структура судоходной отрасли, в основном обусловленная его международным характером, означает, что морякам иногда может понадобится помощь или совет. Например, известно немало случаев, когда оказавшиеся в затруднительном финансовом положении судовладельцы бросали моряков на борту своих судов в порту за тысячи миль от дома. Что можно предпринять, чтобы призвать к ответу судовладельца, отказывающегося выплатить причитающуюся моряку зарплату или покрыть его расходы на репатриацию?

Вступление в профсоюз моряков может помочь получить полезную информацию в случае возникновения проблем, связанных с нарушением прав человека или нормативными ограничениями. Профсоюзы не только помогают морякам в юридических вопросах, но, также, могут оказывать им финансовую поддержку в трудных ситуациях, как это было в период пандемии, когда тысячи моряков вынуждены были оставаться на борту своих судов на несколько месяцев дольше предусмотренных контрактами сроков, а другие тысячи моряков не могли присоединиться к своим судам.

Гендерное равенство: женщины-моряки составляют всего около 2% мировой морской рабочей силы. Это крайне мало, и поэтому в последнее время проблема гендерного разнообразия не сходит с повестки дня судоходной отрасли. Любой, кто только собирается делать свои первые шаги в судоходной отрасли, должен знать о том, что отрасль, под руководством ИМО, предпринимает серьезные усилия по созданию более разнообразной инклюзивной рабочей среды. Недавно ИМО учредила Международный день женщин, занятых в судоходной отрасли, который будет отмечаться ежегодно 18 мая.